Мар 11 2014

Про поиск и спасение

Написал 21:15 в категории Просто так ( )

У нас тут на платформе учебная тревога, собрали всех и долго пересчитывают. А поскольку заняться в процессе нечем — я тут свои пять копеек вкину про исчезновение малазийского боинга. Этот пост уже прошел на одном небезызвестном ресурсе, я смотрю, народ заинтересовался, кину и сюда для истории. Короче говоря, рассказ о том  как организовываются поиски на море, какие во всем этом могут быть трудности, и почему упавшие в океан самолеты находят не сразу.

Дисклеймер: Вообще в процедуре поиска и спасения очень много неопределенных факторов, поэтому задача довольно сложная. Так что терпеть бедствие, особенно на море, может быть довольно неприятно, по возможности избегайте этого!

В общем представим, что случилась ситуация, как с этим самым боингом, исчез самолет, не выходит на связь, на радаре не видно. Что в этом случае происходит? Разумеется, в панику сразу никто не впадает, бывает и такое. Объявляется фаза неопределенности, которая означает, что надо попродробнее разобраться что собственно происходит. Для самолета такая фаза объявляется через 30 минут после того, как он по идее должен выйти на связь или пройти контрольную точку, но не вышел/не прошел. Объявили — продолжаем попытки связаться, собираем информацию.
Ответа так и нет, похоже что–то случилось. Объявляется фаза тревоги — можно прикидывать какие суда есть в районе, какие спасательные средства мы можем туда направить, за какое время они доберутся и т.п. Параллельно продолжаем попытки связаться с самолетом, вдруг это просто проблемы с оборудованием.
Все попытки обнаружить самолет ничего не дали, а по расчетам, топлива у него уже не осталось. Начинается фаза бедствия — самое время поработать спасательному центру.
Разумеется, все это может происходить и по другому, например, если есть свидетели падения или сработал радиомаяк — тогда уже нет смысла ждать, надо начинать операцию немедленно.

В спасательных центрах есть специально обученные люди — координаторы. Их задача — организация поиска, для этого их тренируют, проводят учения и т.п. Тем не менее, сильно проще от этого не становится. Проблема в том, что уж больно много всяких факторов может вмешаться и учесть все что может случится — практически невозможно. Хорошо, если сработал аварийный буй или радиомаяк — есть какая–то зацепка относительно местоположения. Но если случилась история как с этим боингом или печально знаменитым рейсом AF447 — тут надо уже не только на знания полагаться, но может даже на интуицию. Вот, например, наша ситуация: пропал боинг, известна последняя точка. Он мог спикировать вниз и тогда надо искать в этой точке. А могли отказать двигатели и он еще десятки километров планировал (куда?). Есть данные, что перед тем как исчезнуть он отвернул. Тогда надо искать в этом направлении. А если эти данные ложные? Тогда он мог пойти по прежнему курсу. А если случился отказ и он пошел к ближайшему аэропорту и не смог об этом сообщить? А если отказала навигация и он отклонился от курса? Видите — каждое из предположений дает существенный разброс. Добавьте сюда погодные условия на разных эшелонах — ведь его еще могло ветром сносить туда–сюда, вот и получается что район поиска запросто может быть в сотню миль в диаметре (а это, на минуточку, десять тысяч квадратных миль).

Время — это главный враг координатора. Чем больше район поиска, тем дольше его будут обследовать. А ведь человек в холодной воде протянет не слишком долго, так что можно и не успеть. Кроме того, чем дальше этот район от берега, тем дольше туда будут добираться спасатели, это тоже немаловажный фактор. Например, я пишу этот пост с платформы в Северном море, 120 миль от берега. Тут, особенно зимой, для попавшего в воду человека, особенно без специального выживального комбеза, счет идет на минуты, поэтому помощь с берега гарантировано запоздает. Так что у нас здесь свой дежурный вертолет в ангаре, который регулярно вытаскивает из воды манекенов на учениях. Кроме того, с каждым часом район поиска имеет тенденцию увеличиваться. На любой попавший в воду предмет действует ветер и течения. Течения могут быть переменные и постоянные. Ветер по разному действует на разные объекты (например, на человека в воде или на спасательный плот), поэтому скорость и направление дрейфа будут в каждом случае разные. Опять неопределенность — ведь не всегда известно, что именно мы ищем, успели ли люди воспользоваться средствами спасения или нет. В итоге чем дольше мы ищем — тем больше будет район поиска.

Погода здорово влияет на поиски. Видимость, волнение моря, время дня — все это меняет вероятность обнаружения. А переменный ветер и течения могут унести искомое совсем в сторону от места поиска. Вот, например, известно, что первый вертолет прибудет в наиболее вероятный район через час. Соответственно нам надо ввести поправку на возможный дрейф объекта за этот час. И так каждый раз, для каждого отдельного поиска в процессе операции. Обычно координатор миссии находится в спасательном центре. На месте бедствия у него есть заместитель, который снабжает его информацией о фактической погоде — прогнозы ведь врут, а также организует имеющиеся ресурсы в районе поиска. Вертолет не должен хаотически метаться по квадрату, ему полагается придерживаться одной из рекомендуемых траекторий. Всего их три — расширяющийся квадрат (как квадратная спираль от центра к краям), секторный поиск (как знак радиационной опасности) и параллельный поиск («змейкой»). При этом расстояние между «плечами» траектории каждый раз расчитывается с учетом видимости, усталости экипажа, волнения моря и объекта, который мы ищем. Нашли — молодцы. Не нашли — новые вводные, район, дрейф, поехали по новой.  Поиски продолжаются пока есть «обоснованная надежда на то, что есть вероятность найти уцелевших».

В общем как–то так, надеюсь было интересно. Чтобы разбавить немного текст — вот картинка из какого–то пресс–релиза о операции поиска яхты у побережья США. На ней видны как раз и районы и траектории, о которых я говорил.

123139-e24beaa6997b727a5b17576f7a42da29

 

Тэги: , ,

3 комментария

3 комментария для записи “Про поиск и спасение”

Ответить

*