Апр 28 2012
Джет лаг
Кстати, о переводе стрелок при путешествиях. Думаю, что каждый с этим сталкивался хотя бы раз в жизни — при перелете из одного часового пояса в другой, надо подстраивать свой суточный график с поясным временем. Эта разница на английском так и называется — Jet lag, если по научному — синдром смены часового пояса. Если время различается на час или два — это вообще не проблема. Если 4 часа — терпимо. Если 6 часов и больше — уже надо предпринимать специальные усилия. Общий принцип — лететь на запад всегда проще чем на восток (ну за исключением, когда разница во времени 10-12 часов — там уже все равно). Конечно, это штука очень индивидуальная, кому-то сложнее подстроиться, кому-то проще. Поделюсь несколькими общими рецептами, может кому окажется полезным такой опыт.
Во-первых акклиматизацию надо начинать еще в полете. Смотрите расписание самолета: когда он прилетает в точку назначения. Если утром по местному времени — тогда в самолете надо обязательно постараться поспать. Если днем или вечером — то лучше стараться не спать: пейте кофе, крутите кино, короче говоря бодрствуйте, это пригодится дальше. Прилетели на место — сразу же включайтесь в местное время. Если прилетели утром — не ложитесь спать, даже если очень устали. Если днем — тоже старайтесь тянуть до вечера. Если вечером — то можно с чистой совестью завалиться дрыхнуть. Такая ударная акклиматизация — это, конечно, стресс, но зато через 1-2 дня будет уже намного проще. Если же переводить свои внутренние часы понемножку — то это может запросто растянуться и на неделю, эдак пол-отпуска (или командировки) будете привыкать, а потом еще столько же времени потратите на обратном пути. В командировке, конечно, проще — там хочешь не хочешь надо встать рано и работать.
Во-вторых после прилета самое главное — стараться ложиться спать вовремя по «новому» времени и не спать днем, даже если очень хочется. Ну как бороться со сном — это понятно, погулять, например, или зарядку сделать. А вот как уснуть, когда по внутреннему времени разгар дня — тут уже каждый сам находит собственные средства. Если первое правило, было выполнено — возможно все получится само собой — после длинного перелета усталость берет свое и засыпаешь легко (это, кстати, отличный признак того, что акклиматизация получится быстро и не очень болезненно). Если же лежишь в постели и никак не можешь уснуть — возможно стоит прибегнуть к химии. Опять-таки дело индивидуальное, я, например, пользовался снотворным под названием Мелаксен (в инструкции даже специально написано, что оно применяется при джет лагах). Но обычно это уже последнее средство, до этого всегда пытаюсь уснуть сам.
Вот как-то так. Вчера, например, я мужественно боролся со сном до 10 вечера, в итоге проспал почти всю ночь и встал в 6 утра — хороший результат. Завтра, наверное будет еще проще. Удачных перелетов!
Тэги: Самолеты, Советы1 комментарий
mitko, спасибо за статью. Если честно, когда летаю с разницей больше чем 4 часа, первые дня просто выпадают из графика из-за полного отсутствия сил. Абсолютно согласна, что надо терпеть и подстраиваться под местное расписание дня.
Помимо временной разницы, если еще добавляется к этому разница большая в температурах, в погоде, то тогда вообще худо приходится. Не поделитесь каким-нибудь советом по этому поводу?