Июн 13 2012

Про Royal Oak

Написал 11:12 в категории Путешествия ( )

Линкор HMS Royal Oak был спущен на воду в 1914 году. Это был здоровенный баттлшип, почти 200 метров длиной и 30 тыс. тонн водоизмещения. В Первую Мировую он участвовал в Ютландском сражении, потом нес службу на Мальте и в Гибралтаре. В 1939 линкор вернулся в Портсмут, был в одной боевой операции, после чего относительно медленный и старый корабль решили направить в Скапа Флоу, для участия в противовоздушной обороны базы. Экипаж корабля. на тот момент составлял около 1200 человек.

Скапа Флоу со времен Первой Мировой считалась безопасной якорной стоянкой. В 1914 и в 1918 немецкие подлодки пытались прорваться сюда, одна села на мель и была захвачена, другую засекли и утопили. Вполне возможно, что эти успехи к 1939 расслабили англичан, и все были уверены, что проникнуть в бухту невозможно. Однако капитан немецкой лодки U-47 Гюнтер Прин считал, видимо, иначе.

Основным маршрутом входа в бухту и сейчас и тогда был южный и западный проливы (Хокса и Хой):

Проливы с восточной стороны — у островов Баррэй и Южный Рональдсей, считались несудоходными — во-первых сами по себе они были неглубокие, во-вторых на фарватерах были затоплены старые суда, чтобы полностью исключить возможность прохода этим путем. Однако какие-то лазейки все-таки оставались. В ночь с 13 на 14 октября 1939 в час максимального прилива U-47 прошла проливом Кирка, успешно обогнув все препятствия. Безлунная ночь способствовала тому, что лодка Прина осталась незамеченной.  Практически сразу при выходе из пролива, с лодки заметили Royal Oak, стоящий на якоре. Последовали два торпедных залпа, приведшие к гибели линкора и большей части экипажа (почти 900 человек).U-47 ушла тем же путем.

Если наложить маршрут Прина (конечно же примерный) на современную навигационную карту, то выглядеть он будет примерно так (красная линия — прорыв, синяя — отход, синяя петля — первая и вторая атаки с интервалом в 12 минут):

Стоит отметить, как в боевых условиях Прин умудрился пройти таким непростым маршрутом ночью без всяких GPS, остаться незамеченным и спокойно уйти.

Сейчас бывший пролив Кирка выглядит так (Роял Оак стоял за дальним мысом справа):

По рассказам местных, чьи родственники жили на побережье бухты в те времена, на утро после гибели линкора берег был завален деревянными обломками, матросскими койками и прочими свидетельствами страшной катастрофы. Вот это место, где он погиб:

Расследование проведенное по результатам гибели корабля выявило бреши в обороне Скапа Флоу. Поэтому мелкие проливы, которые не использовались для судоходства, было решено блокировать полностью. Дамбы были построены в последующие несколько лет и получили название барьеры Черчилля (Churchill Barriers):

Потом по ним проложили дорогу на южный остров. Надо сказать, что я эти барьеры очень невзлюбил, поскольку в этом месте сделана исключительно узкая двух-полоска ограниченная отбойниками с обоих сторон. На праворульке габариты чувствуешь хуже, чем на обычной машине и разъезд со встречными машинами на барьере — это просто мучение какое-то.

Последние годы из бункеров линкора постоянно вытекала нефть, поэтому в 2010 была проведена серия операций по ее откачке, сейчас вроде утечка существенно уменьшилась.  Операции эти проводились по результатам сонарного обследования корпуса:

По ним же был выполнен рисунок, как сейчас выглядит Royal Oak:

Ну и про наследие. Памятник экипажу Royal Oak можно увидеть в центральном кафедрале Киркуэлла:

В музее Скапа Флоу хранится табличка с названием линкора, поднятая с него одним дайвером. Вообще Royal Oak — историческое место и подъем чего либо с него запрещен. Табличку эту вытащили нелегально, дайвер переехал вместе с ней в Канаду, а уже потом его родственники вернули ее в Скапа Флоу:

Каждый год дайверы Королевского флота ныряют на линкор и «поднимают» на нем военно-морской флаг, который потом достается музеям или «дружественным» организациям. Один такой флаг хранится в администрации порта:

А рядом со зданием администрации, в поселке с названием Скапа, еще один большой мемориал экипажу корабля:

Вот такая история. Но это совсем не весь рассказ про исторические корабли Скапа Флоу.

Тэги: , , ,

2 комментария

2 комментария для записи “Про Royal Oak”

  1. […] корабль. Про один врек в Скапа Флоу я уже писал, это Роял Оак. Но это только малая часть. В Скапа Флоу и окрестностях […]

  2. […] затонувших кораблей: Бухта Скапа Флоу, Ройал Оак, Германский флот, Барьеры […]

Ответить Про вреки-1 | Клуб путешественников

*