Июн 19 2012

Про вреки-2

Написал 10:41 в категории Путешествия ( )

По условиям перемирия, заключенного в ноябре 1918 между Антантой и Германией, весь немецкий флот подлежал интернированию. Поскольку ни одна нейтральная страна в эту историю ввязываться не хотела, все германские военные корабли привели в Скапа Флоу:



Там они должны были находиться на якоре с немецкими экипажами (хотя и сокращенными) на борту и ожидать свою судьбу. Командовал этим «парадом» контр-адмирал Людвиг фон Ройтер, который вполне здраво рассудил, что в результате подписания Версальского договора флот будет разделен между победителями. Общение между экипажами кораблей было ограничено, тем не менее он сумел предупредить всех о готовящейся операции. 21 июня 1919 в 11-20 (за два дня до подписания договора) он поднял на мачте сигнал о затоплении. После чего на всех кораблях открыли и заклинили кингстоны. Весь флот разом начал погружаться в воду с поднятыми военно-морскими флагами.

Англичане пытались воспрепятствовать затоплению, но успеха не имели. В стычках, вспыхивающих на кораблях, погибло 9 немецких моряков — это были последние жертвы Первой Мировой войны. Всего в Скапа Флоу стояло 74 германских корабля. В результате 15 из 16 линкоров, 5 из 8 крейсеров, и 32 из 50 эсминцев было затоплено.

Потом были всякие вопли о нарушении договоренностей, экипажи заперли в лагеря для пленных, но тем не менее в итоге через некоторое время всех отпустили. Адмирал вернулся в Германию героем.

В 20-х годах британская коммерческая компания подписалась под подъем кораблей. Задача была непростая и заняла около 10 лет. Некоторые детали с поднятых кораблей опять-таки можно увидеть в музее Скапа Флоу. Это орудие линкора Bremse:

Это с эсминца V98:

А это с крейсера Карлсруэ:

Однако, все поднять не получилось, ввиду различных трудностей. В 1979 был выпущен акт, объявляющий оставшиеся корабли историческими. На них часто ныряют дайверы (разрешение получить можно, но поднимать со дна что либо запрещено). Вот они на карте:

Вот это место «живьем». Вдали виден маяк «Бочка  Масла» — именно столько платили графу островов местные жители несколько веков назад за право охотиться на котиков на этой скале. А между маяком и фотоаппаратом на глубинах до 50 метров лежат остатки флота Открытого Моря Кайзеровской Германии:

И в заключение рассказов про вреки стоит отметить один интересный факт. После первых ядерных испытаний в США (а потом и в СССР) в атмосферу попало большое количество радиоактивных изотопов. Не то что бы их там стало очень много, тем не менее общий радиоактивный фон на планете повысился. И, поскольку в производстве стали используется кислород, вся сталь, произведенная на планете после середины 40-х годов имеет небольшие радиоактивные примеси. В обычном производстве это нестрашно, однако для определенных отраслей (таких как космонавтика, ядерная физика или, например, медицина) иногда требуется железо с низким радиационным фоном. И основным источником такого железа являются корабли, построенные до Второй Мировой корабли. В мире осталось только два «скопления» таких кораблей — американский Резервный флот и немецкие крейсера Скапа Флоу. Источники в интернете говорят, что это байка, но в Скапа Флоу уверены, что сталь с немецких крейсеров есть на борту аппарата Вояджер 2, который будучи запущенным в 1979 недавно вышел в межзвездное пространство.

Тэги: , , , , ,

1 комментарий

1 комментарий для записи “Про вреки-2”

  1. […] затонувших кораблей: Бухта Скапа Флоу, Ройал Оак, Германский флот, Барьеры […]

Ответить

*