Янв 14 2011

Гибралтарские тоннели

Написал 13:19 в категории Путешествия ( )

Давно что-то не было у меня длинных постов про всякие достопримечательности. Надо срочно восполнять пробел :)
Сегодня речь в очередной раз пойдет про мою любимую Гибралтарскую скалу.

На протяжении веков Британии удавалось удерживать Гибралтар в своих руках. Конечно, тут и природа помогла, создав такую скалу, которую саму по себе можно было использовать в качестве оборонительной позиции. Но одной природы было недостаточно, пришлось ей помогать. Про форты, которыми со всех сторон ощетинился Гибралтар, я расскажу как-нибудь в другой раз, а сейчас поговорим о том, что не видно с первого взгляда. Территория Гибралтара слишком мала и при любой осаде могла легко простреливаться со всех сторон. Поэтому единственным выходом для защитников было вгрызаться все глубже и глубже в скалу. Начался этот процесс в 18 веке и всю дорогу активно продолжался. В результате сейчас скала уже изрыта тоннелями как швейцарский сыр. Не верите? Смотрите на карту, цветом на ней отмечены подземные сооружения:

Общая длина всех тоннелей более 30 миль. И это больше, чем общая длина всех автомобильных дорог. Можно залезть в тоннель где-нибудь в районе аэропорта, а вылезти на другом конце, недалеко от мыса Европа.

Разумеется, это можно сделать только теоретически: далеко не все тоннели открыты для посещения. Большая часть все еще используется военными. Тем не менее несколько тоннелей оборудованы под музеи, один посвящен так называемой Великой Осаде 1779 года (Great Siege), когда объединенная испано-французская армия три с лишним года безуспешно пыталась захватить Гибралтар, но гарнизон стойко отбивался, а потом еще перешел в наступление и захватил несколько батарей противника, после чего осада и завершилась.
Второй музей посвящен обороне во время Второй Мировой войны и он, по-моему, гораздо интересней.

Сразу после начала войны стало понятно, что Гибралтар, как ключ к Средиземному морю, несомненно будет атакован. Поэтому, чтобы повысить его обороноспособность, было принято решение для начала эвакуировать всех гражданских. Как выяснилось в последствии, решение это оказалось довольно неоднозначным. Тем не менее уже в 1940 году 13000 человек из Гибралтара было переправлено в Касабланку, которая на тот момент была французской территорией. При этом много семей было разлучено — мужчины оставались служить в Гибралтаре, а их жены и дети были отправлены в эвакуацию. В Северной Африке тоже вовсю шла война, так что вскоре жителей Гибралтара отправили дальше. Часть оказалась на острове Мадейра, часть вообще на Ямайке (им, кстати, повезло больше всех), часть в Ирландии, но больше всего гибралтарцев расселили в пригородах Лондона. Как ни парадоксально, это оказалось гораздо менее безопасным местом, чем Гибралтар: Лондон часто подвергался бомбежкам и не все эвакуированные вернулись обратно.
Оставшиеся же жители, уже поголовно мобилизованные в армию, перешли на осадное положение. Служили, да и жили они в тоннелях под скалой:

Строительство тоннелей возобновилось ударными темпами тоже с началом войны. Строили их 5 британских и 2 канадских инженерных компаний, естественно при помощи армейских подразделений. Где-то использовали взрывчатку, где-то специальные водяные пушки, а где-то обычные отбойные молотки:

В процессе рытья иногда натыкались на геологические разломы уже существовавшие в скале. Вот, например, один из них:

Темпы строительства были очень высокими. Уже через пару лет места под землей хватало для размещения 30 тысячного гарнизона. Под землей были автомобильные дороги, госпитали, магазины и конечно же казармы, вот,  например, слева за кирпичной стеной стояли койки, в которых в три смены спали люди. Жесткие ограничения касались всего, воды, пищи, сна, даже выхода на солнечный свет (разрешалось выходить на поверхность определенное количество часов в неделю).

Тоннели носили собственные названия, а отдельные секции — буквенные обозначения.Таким образом можно было отправить сообщение какому-нибудь человеку, зная в каком тоннеле и в какой секции он живет.

Я там проходил, когда на поверхности шел дождь и вода непрерывно сочилась и капала с потолка, что делало эти места еще более мрачными и не приветливыми. Удивительно, ко всему привыкает человек, ведь люди жили здесь годами!

Немцы разработали специальный план захвата Гибралтара, назывался он «операция Феликс». Однако Франко (фашистский лидер Испании), несмотря на декларируемую поддержку Гитлера, действовал нерешительно, сроки операции переносились несколько раз. Крест на этой операции поставило решение немецкого командования отложить операцию до полного разгрома СССР на Восточном фронте, чем закончился этот разгром всем хорошо известно.

Планировались и другие варианты нападения на Скалу, но до реальных воплощений их в жизнь дело не дошло. Гибралтар неоднократно бомбили, суда в порту пытались атаковать с воды торпедами, но тем не менее всю войну он оставался одной из главных и хорошо укрепленных военно-морских и авиационных баз, отсюда велось управление войсками в Северной Африке в 1942-43, он не давал немецким судам и подлодкам попадать в Средиземноморье (помните эпизод фильма das Boot) и вообще был костью в горле для немецких войск. Был, кстати, еще один интересный эпизод: британское командование учитывало возможность захвата Гибралтара немцами и разработало специальную операцию «Трэйсер», шесть добровольцев собирались замуровать себя вместе с припасами и оборудованием в специальном секретном убежище в одном из ответвлений тоннелей. Наружу были проделаны специальные наблюдательные амбразуры. Эти люди должны были сообщать по рации передвижения всех судов в проливе, находясь прямо под носом у немецких войск. Операция была засекречена, узнали о ней уже только в 90-х, когда случайно обнаружили это полузамурованное ответвление тоннеля (оттуда шел ток воздуха). Мемориал защитникам Гибралтара располагается недалеко от главного входа в тоннели:

Сейчас тоннели частью переоборудованы под музеи, частью остаются в ведении армии (там даже устраивают тренировки для спецназа), частью просто заброшены, некоторые входы можно видеть просто вдоль дорог, вот например, один такой вход:

Даже написано, кто строил и когда. Желающим полазить рекомендую фонарик и резиновые сапоги, я в кроссовках увяз в такой грязи, что далеко не полез.

Ну и еще одно фото, сделанное там же. Помните в учебнике природоведения была картинка про сталактит? Вот этому сталактиту около 70 лет, он еще очень маленький:

Тэги: , , ,

Нет комментариев

Ответить

*