Июн 18 2012
Про вреки-1
Врек — слово из дайверского жаргона. Получилось оно от английского Wreck — затонувший корабль. Про один врек в Скапа Флоу я уже писал, это Роял Оак. Но это только малая часть. В Скапа Флоу и окрестностях — десятки различных вреков. В каком то смысле это дайверский рай. Впрочем, для того, чтобы увидеть некоторые из них, совсем не обязательно быть дайвером. Первый врек можно наблюдать прямо при приземлении самолета, он находится рядом с посадочной полосой аэропорта:
Это остатки парохода Juniata. Он был построен в 1918 году, а в 1940 его затопили чтобы окончательно закрыть подходы к Скапа Флоу. Потом в 1949 подняли и хотели распилить, но, видимо, при буксировке что-то пошло не так, в итоге судно осталось выброшенным на берег в этой бухте.
Некоторые блок-шипы (те самые суда, затопленные в проливах), так и не подняли. Их отлично видно с берега и с барьеров Черчилля, особенно в отлив:
Еще несколько интересных «врековых» экспонатов в музее Скапа Флоу — обломки немецких самолетов, бомбивших острова. Первый налет немецких бомбардировщиков во Второй Мировой имел своей целью именно Скапа Флоу. Одним таким налетом, разумеется, немцы не ограничились. Но противовоздушные батареи тоже не дремали, да и огневая мощь кораблей, базировавшихся здесь, была внушительной, так что не все бомбардировщики имели шанс вернуться.
Но наиболее интересные вреки все-таки лежат на дне. Один из них HMS Hampshire, крейсер Королевского флота, затонувший у побережья Мэйнленда в 1916. Крейсер этот направлялся в Россию с военным министром лордом Китченером (думаю, что все видели этот плакат, но не все знали, кто на нем изображен):
Министр погиб вместе со всей свитой. Спаслось вообще всего 12 человек из более чем 600. Причина гибели корабля точно не ясна, но все указывало на то, что он подорвался на мине, выставленной в этом районе ранее немецкой лодкой. Как и все другие крупные вреки этот был объявлен историческим. Все поднятые детали передали в музей:
Еще один раритет — детали с линкора HMS Vanguard, погибшего в Скапа Флоу в 1917 от взрыва в пороховом погребе и мгновенно затонувшего, не дав шанса спастись экипажу (из 806 человек спаслось только двое).
Однако, самый богатый урожай трофеев, конечно, имел немецкое происхождение.
Продолжение следует…
Нет комментариев